"О музее, работе и истории района" Александр Мешков, директор музея п. Посьет. (источником данного материала послужил многочасовой разговор в помещении музея п. Посьет)
Про музей.
Естественно-исторический музей поселка Посьет создан замечательными людьми, среди которых Владимир Александрович Раков и Дмитрий Иванович Вышквоцев. Экспозиция музея это местный подъемный материал, которого хватает. Люди находили интересные вещи на чердаках, да где только не находили и зная, что у нас музей несут к нам. Экспонаты музея пополнялись также и подъемным материалом с экспедиций.
- Самими древними у нас в музее являются окаменелости юрского и мелового периодов. Место, где они были найдены – поселок Шахта, находящийся за Краскино. Сама шахта сейчас закрыта, хотя и перспективная была в свое время. В отложениях этой шахты и были найдены наши экспонаты. Они описаны и представлены у нас в экспозиции.
Следующая по времени экспозиция у нас относится к каменному веку. Эти находки сделаны на полуострове Шелехова. Там находятся пещеры каменного века, самая крупная из них называется «Посьетский грот». Это памятник археологии, датировка которого от 5 тыс. до н. э. до 16 века н. э. Кроме основной пещеры есть ещё и сеть мелких пещер на разных уровнях. Раскоп в районе большой пещеры законсервирован. Сеть пещер находится выше, потому как уровень трансгрессии и регрессии моря менялся со временем. До этого были заливные лагуны, сейчас же уровень на полтора-два метра выше. Именно поэтому сеть пещер разбросана по возрастающей. Что касается каменного века, то в гроте была стоянка древних рыболовов. Большинство керамики каменного века – лепная керамика, гончарного круга ещё люди не придумали. На леплёной вручную керамике ясно просматривается неравномерность обжига. Видно, что в простых условиях это делалось. Кроме этого одежду сами себе изготавливали, шкуры, пытались уже одежду вязать, то есть сплетать нити из шерсти различных животных. У нас представлены и пряслица, для изготовления одежды.
- Следующий временной слой - Бохайская культура. Это VIII – X века. Государство достаточно развитое на свое время. Это уже железный век. Предметы того периода выполнены как в черном металле так и в различных сплавах. У Бохая была своя денежная единица, это было мощное государство со своим укладом. Позже Чжурчжени переняли от них многое и в культурном, и в бытовом плане. Бохайская культура достаточно мощный пласт в истории и сыграл огромную роль в плане развития народов, которые впоследствии на этих землях селились, проживали.
В Краскино в городище в центре был буддийский храм, вот черепица с этого храма. Процесс производства черепицы был такой. Бралась деревянная плаха, внутри выкладывалась ткань, тесто из глины лепилось определенной толщины. Затем теснили деревянными стыками. Либо зашифрованные миниатюрные молитвы и зашифрованное изображение лотоса. На торцевых пробках мы можем их наблюдать. Лотос это то, чему они покланялись. Если говорить о том, что оставило после себя государство Бохай. Например, культура статуэток нецке зародилась не в Японии. На самом деле саки и скифы передали эту культуру бохаям. Начиналось все с выполнения небольших стилизованных фигур умерших предков или богов. Такие человеческие фигурки стилизованные носились на шее. Материал для изготовления был различным, начиная с недолговечного дерева, потом камень, метал, серебро, золото. Это искусство Бохаи привезли в Японию. Надо отдать должное, что японцы смогли его сохранить и по праву считают его своим. А народы эти со временем ушли в небытие.
Эволюция развития жерновов хорошо показана в музее. Бохайский жернов, найденный нами на маяке Назимова, интересен тем, что на нем отразилась температура. Он был в огне, может на жилище, где он стоял, было нападение когда-то?! По мере развития цивилизации человечество изменяло метод обработки зерна. На ранних жерновах камень давал в муке каменную крошку. Эволюция развития жернова и методов обработки зерна привела к тому, что жернова стали делать из более твердых пород камня. Были придуманы инструменты для обработки этой породы и соответственно и результат. Фрагмент наиболее яркий в плане развития - ручка и отверстие для засыпания зерна на более поздних жерновах. Китайцы, корейцы, японцы для употребления пищи применяют палочки, у чжурженей были ложки. Для приготовления риса, который был одной из основных культур, использовались казаны. Они разных типов были. Это перешло корейцам, китайцам от чжурженей.
Надгробный камень переданный нам с погранзаставы. По поводу этого камня консультировались даже с нашими соседями – китайцами, они говорят «Это чжурчженский памятник». У нас есть краткая расшифровка символов с этого камня. Вот это мавзолей, вот это вот община или общее. То есть «общее захоронение в мавзолее». На одном торце камня – даты захоронения. А на другом люди, которые там захоронены.
Это предметы обихода переселенцев. Когда мы (Россия) эти земли получили, после договора, началось заселение эх крестьянами. Государство переселенцев датировало, им давались прогонные деньги – на фураж, на скотину, на одежду. И все учитывалось. Крестьяне шли так называемыми эшелонами, частями, чтобы не напрягать лошадей на почтовых трактах. Кто-то с собой гнал лошадей, но многосемейным дополнительно давали почтовых лошадей от точки до точки. И не мудрено, что поселили людей по принципу почтового тракта. Эта схема оказалась не совсем удачна для земледелия, а ведь переселенцы и были в основной своей массе крестьянами. Первый печальный опыт заключался в том, что урожай был хороший, но погиб от тайфуна и крестьян пришлось датировать ещё и на следующий год. После этого им разрешили поселиться на наиболее удобных земледельческих участках. И они путем собственного опыта приобрели местную манеру земледелия. Проживающие здесь корейцы и китайцы владели великолепно и рисоводством, и выращиванием на террасах. Для наших крестьян из Сибири было непривычно такое земледелие. У нас представлена утварь переселенческого периода. Посмотрите внимательно – деревянные винты на рубанках, вообще уникальная вещь. Из подручных материалов изготавливалось самое необходимое, маслобойка например. Все делалось без использования металла. Даже обувь сами изготавливали, сейчас пришел в магазин и купил, а тогда все делали на месте.
Я нашел под полом в этом доме кусок плитки, судя по всему для камина. Пятимиллиметровая заливки толщина. Видимо когда-то здесь был камин. Здание обозначено в документах с 30-х годов, но по информации старожилов оно было до революции. Судя по всему жил в нем отставной офицер, это очень старое здание, потому как способ постройки - кирпич на глине.
Фрагменты часовни у нас в музее лежат. Той часовни, в которой цесаревич Николай 16 мая 1891 года служил молебен. Цесаревич высадился на каменный мол, проследовал в сторону часовни через арку, которая стояла примерно на полпути. Отслужив молебен, цесаревич проследовал в район Тироля по прорубленной в скале казаками дороге, и смотрел отроги черных гор, затем принял парад конного артиллерийского полка в Новокиевском. И перед отъездом посетил сопку постовую, на склоне этой сопки в честь приезда Николая был выложен 50 саженей белокаменный орел из мрамора. Всем входящим кораблям при входе в бухту было его видно. Пространство в тот момент было без леса, сейчас уже третичный лес вырос. В честь его же приезда были поставлены ещё две стелы. Одна в районе Тироля, а вторая стояла там, где сейчас телевизионная вышка стоит. Венчалась эта стела бронзовым двухглавым орлом. У Дмитрия Ивановича Вышкварцева хранится этот орел. Дедушка у нас здесь жил, вмонтировал его в печь в бане для того, чтобы не сдали на металлолом. Дмитрий Иванович уговорил его отдать орла в музей. Некоторое время орел экспонировался в музее, но сейчас он временно во Владивостоке.
По хасанским боям у нас есть знаменитый самурайский меч – катана так называемая, к сожалению сломан, но выглядели они именно так. Японские штык ножи, наши штыки, запрещенные потом Женевской конвенцией, после них не выживали - все это есть в музее.
Японцы захватили северо-восток Китая и создали марионеточное государство Манджоу-го. На этой территории сосредоточили один механизированный полк, три артиллеристских батальона, конный полк, около 100 взлетно-посадочных площадок,70 аэродромов. Перед конфликтом японцы выставили ультиматум о выводе наших войск с территории близ оз. Хасан. Предлог был явно надуманный – проведение в прошлом культовых мероприятий японцами на этих территориях. Потом они замок нашей границы сломали в районе сопке безымянной, напали на пограничников в количестве 11 человек, и после того как наших бойцов осталось шестеро, взяли высоту. На острове Фуругельма находится дальнобойная батарея, дальность стрельбы которой составляет 29-30 километров. Эта батарея должна была прикрывать наши соединения, но плотность боестолкновений не позволила применить дальнобойную артиллерию. Зато помогли наши моряки. В заливе стояли транспорты с оружием и боеприпасами. В короткое время корейцы сделали дорогу кратчайшую, по которой надо было вооружение доставлять. Дорога эта до сих пор есть, она по маршруту кое-где отличается от нынешней, даже где то пересекается с ней, деревянные отмостки ещё где-то остались. Основа дороги каменная и наскоро засыпана песком.
Про Краскинское городище и бохайский порт.
Если судить по информации археологов Краскинское городище – мощный порт. Портовых сооружений как таковых не было, вместо этого для разгрузки и погрузки судов использовали затон на реке. Городище отстоит от речки на некоторое расстояние. И чтобы более удачным был судовой канал, они его сделали некой петлей. Что бы подтвердить эту теорию мы пересекли бухту экспедиции зимой по льду. Так как недавно в районе городища прошел пал, то хорошо просматривался контур самого городища и судовой канал. И чтобы его не замывало он изогнутой петлей подходит к городищу. Бар реки изменился, она стала практически не судоходной(есть предположение что во время Бохайского государства устье реки Туманной было именно в районе Краскинского городища). Но 1000 лет назад все могло быть иначе, если старожили говорят что помнят ее судоходной. Я не сказал бы что там суперпорт, но пару отдельных кораблей можно причалить. Они (бохайцы) с осенними континентальными ветрами уходили, торговали в Японии, а с весенними возвращались. Это однозначно. Вот этот кувшин нам подняли с бухты Экспедиции. Ребята ныряли в том районе, к нам пришли и говорят подвымыло остов корабля. Через какое-то время приносят к нам в музей кувшин старинный, с узким горлышком, поливная керамика. Явно не под вино кувшин. Принадлежит ли он этому кораблю непонятно. К сожалению, контакт с этими людьми сейчас потерян. Единственное могу сказать – они откуда-то из под Находки.
То что я сейчас знаю – у археологов есть гипотеза. За городищем находятся курганы. Они пробные раскопы на них делали. В курганах, в ящиках некие предметы отдельные захоронены. Предположение такое. При невозвращении корабля из плавания, его определенное время ждали, тогда время было растянуто. Когда корабль не возвращался, через год-два (сколько они ждали? Мы не знаем!) делали курган в память о не вернувшемся корабле. И туда хоронили предметы людей, которые на этом корабле были, и не вернулись с моря. Это гипотеза, которую они хотят проверить на данный момент. Они уже раскопали несколько курганов.
По сути вопроса.
Мы когда септик копали чуть более метра глубиной, заметили, что в 30 см грунта уложилось все, от каменного века до средневековья. Мы находим прямо там поддон от гильзы. Не от стандартной, а от шпилечного патрона. По центру выбита цифра 16, а по краям – «Париж, Живило фабрикант». Сверху торчала шпилька, долго ни чего не могли понять, но потом нашел в журнале «Техника Молодежи» - «История развития оружия», разработчика патронов Ле-Фоше, француз. Он разработал шпилечный патрон. И французский экспедиционный корпус был укомплектован ими. Одно дело прочитать, что тут были французы, а другое дело найти. В данном случае, перед тем как что-нибудь рассказать мы подтверждаем фактами. Научно-экспедиционная работа нашего музея поставлена в таком ключе, чтобы самим увидеть, потрогать и найти подтверждение неким событиям, которые до этого были. Вот так мы и работаем…
п. Посьет, осень 2012 года
Источник: http://vl150.ru/new/karta_primorskogo_kraya/poselki/slavyanka/khasanskiy_rayon/aleksandr_meschkov,_direktor_muz/ |